Воздержание.
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Послание к Галатам, 5:22-23.) Если Дух Святой в нас, то Он оставит след, и результатом Его присутствия будут Его плоды. Какому-то плоду мы не будем сопротивляться, и он будет развиваться в нас с большей скоростью, а какому-то мы не покоримся. Но если мы позволяем Богу пребывать в нашем сердце, и если мы ищем того, чтобы Он наполнял нас, то наше сердце неизменно будет трансформироваться в этом ключе.
Когда мы говорим о спасении, рождении свыше, то могут ли проявляться эти плоды без рождения свыше? Вера без дел мертва. Мы не можем говорить о номинальном рождении свыше. Бог не обязан нас зачислить на небеса, в Царство Божье и поставить галочку в графе «спасен» только лишь на основании формального произношения каких-то слов. Но когда наше сердце ищет Бога, это затрагивает Его, и Дух Святой не может оставаться равнодушным. Происходит соединение между Духом Святым и духом человека. Происходит рождение свыше, как результат прикосновения Духа Божьего.
Почему Бог ищет этих плодов? Чем больше плодов Духа проявится в твоем характере, тем больше Бог может использовать тебя для служения на этой Земле. Конечный результат того, что Бог производит в нас, это способность служить, способность отобразить в нашей жизни Христа. Людям, которые нуждаются в Евангелии, нужно видеть Евангелие, а видеть его они способны через людей, в которых отображается Христос. Отображение Христа – следствие работы Бога в нас.
Никто не рекламирует воздержание. Этот мир работает по-другому. Наоборот, все говорят о том, что не нужно сдерживать себя, бери всё и сразу.
Божий взгляд на вопрос о воздержании:
«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Послание к Титу, 3:3). То, над чем трудится дьявол и то, от чего страдает человек – это рабство и зависимость. Зависимость бывает не только от греха. Библия говорит, что люди будут более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Поиск удовольствий будет стоять прежде, чем что-либо другое в жизни человека. Божья воля отличается от той, что когда мы были во грехе, то «были рабы похотей и различных удовольствий». Это страстное желание, которое не учитывает никаких последствий и не считается ни с чьим желанием. Лишь бы только это желание было исполнено! В противовес отсутствию любого воздержания Дух Святой производит в нас плод, который в Послании к Галатам назван «воздержание».
Воздержание на греческом языке означает «умеренность». Есть мера всего. Есть мера, которою меряет Бог.
«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Послание к Римлянам, 7:22-23) Если мы с вами не будем отделять желания плоти от желания духа; что угодно Богу, а что Богу противно, то мы с вами, как говорит Павел, «окажемся рабами этих желаний».
«Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Послание к Римлянам, 8:13). Весь животный мир умирает. Если мы себя ставим в один ряд с животным миром – поесть, попить, поспать, то мы с вами умрем. Иисус говорит, что нам не нужно искать, во что одеться, что есть и пить. Он говорит, что это не должно быть перечнем ваших забот. Ваши мысли должны быть выше этого. Это не главное и не на первом месте. Не загружайте ваши мысли размышлением об этом. «О горнем помышляйте, а не о земном». Апостол Павел говорит: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Некоторые желания внутри себя нужно лишить силы, и если не отложить, то остановить. Некоторым желаниям нужно прямо противостоять!
Воздержание – это правильное отношение преображенного Богом духа к плоти и ее желаниям. Воздержание – это, когда дух правильно реагирует на то, что ему предлагает плоть. Воздержание – иметь полный контроль над своими желаниями и действиями. Иисус никогда не проповедовал бесконтрольность. Воздержание, умеренность – это то, что взращивает в нас Святой Дух.
Примеры невоздержания из Библии:
• Адам и Ева не воздержались, что выразилось в непослушании.
• Каин и Авель. Господь говорил Каину, что грех лежит у порога, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним! Не всё, что постучалось к вам дверь, нужно впускать. Не всякой мысли, идеи нужно позволять жить в нас. Если бы плод Духа (воздержание) был в Каине! Если бы он воздержался!
• Исав. Исав продал за обед своё первородство! Исав был зверолов, сильный воин. Когда он приехал встречать своего брата, то Писание говорит, что с ним было «400 человек вооруженных». Что нужно было, чтобы содержать такую армию? Я думаю, Исав не только охотился на животных. От него произошел воинственный народ, который нападал и грабил. Иаков ожидал, что Исав нападет на него, потому и боролся с «неизвестным человеком», как он думал. Он ожидал нападения в свою жизнь. Поэтому он боролся с Богом. Жалел ли Исав о своём поступке? Он не мог переменить мысли отца. Сам Бог осудил поступок Исава. И когда он за тарелку продал свой статус, то тем самым он определил цену Божьему благословению. Иаков также не пример, как нужно принимать благословение от Бога. Всё, что он натворил, он пожал в своей жизни. Он обманул своих брата и отца, и воздаяние пришло.
• Аврам и Сара – не смогли дождаться обещанного от Бога. По совету Сары Аврам вошел к служанке Агари и она родила Измаила. В последствии, Агарь и Измаил были изгнаны Авраамом. Это случилось следствием невоздержания.
• Моисей убил египтянина, и это не было от Бога. Он не привык, что ему отказывают. Он привык, чтобы ему повиновались.
• Давид. Библия говорит, что царь Давид – это человек по сердцу Бога. И даже такой человек может делать глупость. Давид согрешил. Самое отвратительное, что Давид, когда начал заметать следы, то его статус затмил ему глаза. Для него убить человека было легче, чем раскаяться в своем поступке.
Во всех этих поступках не было воздержания. Бог желает, чтобы мы были воздержаны в поступках, в пище, в словах и мыслях. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 послание к Коринфянам, 10:1-6). Почему так получилось? Все были избранными. Все прошли через великие чудеса. Что-то их все же отличало: «Это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 послание к Коринфянам, 6:12). «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 послание к Коринфянам, 10:23).
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Евангелие от Матфея, 16:26) Иисус спрашивает, какой смысл в том, что вы так много делаете и не воздерживаетесь? Какой смысл приносить Богу большой плод и потом навредить своей душе? Какая польза? Мудрость - это знать ответ на вопрос «что дальше?». «Я хочу сейчас!» – это хорошо, но что дальше?
Воздержание состоит из двух слов «воз» и «держание». Ты должен удерживать себя от каких-то слов, мыслей, поступков. Это напрямую связано с дисциплиной. Мы не любим, когда нас пытаются дисциплинировать. Дух Святой производит в нас плод – воздержание, который относится к САМОдисциплине. Не кто-то заставляет нас, не кто-то давлеет над нами, но мы сами проявляем Божью власть.
Есть ли в благодати дисциплина? «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Послание к Титу, 2:11-12). В дисциплине (воздержании) есть два элемента: от чего-то нужно отказываться, а в чем-то нужно быть усердным. Благодать учит нас воздержанию! Если ты покоришься этой благодати, то она спасительная для тебя. Воздержание имеет прямое отношение к благодати!
«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 послание к Коринфянам, 10:4-5). Писание говорит, что нам нужно проявлять дисциплину в мыслях. Мы должны работать со своими бунтарскими мыслями, своими сомнениями. Всякое помышление, которое начинает восставать против познания Христа, мы пленяем.
Должны ли мы дисциплинировать наши чувства? «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Послание к Евреям, 5:13-14). Нам нельзя идти на поводу у своих чувств. Страх, недоверие, обиды никого не сделали счастливым. Обида может парализовать так, что человек не будет способен рассуждать. Это чувства! Когда Господь говорит: «Пусть слабый скажет: я силен, пусть бедный скажет: я богат», - то Господь работает с нашими негативными мыслями и чувствами. Потому что бедный ведет себя по-другому, нежели богатый. Он не способен планировать и действовать так, как ожидает от него Бог. Он скован своим видением.
Дисциплина желаний. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Послание Иакова, 1:13-15). Нельзя обвинять кого-то в собственной похоти. Безусловно, кто-то дал повод, но «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью».
«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Послание Иакова, 1:19). Не всегда нужно говорить то, что ты думаешь. Будь медленен на слова.
Нужно воздерживаться в количестве потребляемой информации. Ты не услышишь Бога, если ты постоянно в потоке новостной информации.
Мы должны воздерживаться в удовольствиях. Не удовольствие должно стоять на первом месте, но Бог.
В приобретении вещей нам нужно также проявлять воздержание. Мы должны иметь мудрость. Мы не должны становится рабами вещей.
Библия призывает нам воздерживаться в пище. «Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Книга Притчей, 25:16). Когда мы говорим, что у нас божественное здоровье, то мы должны находиться в божественной воле, которая содержит в себе божественную дисциплину. Плод Духа – это воздержание. Поэтому умей воздерживаться.