Радость – сила Божья.
«Всегда радуйтесь», - говорит апостол Павел. Он обозначил это для нас, как цель. Не всегда мы находимся в радости, но то, что будет действовать на нас благотворно, и то, чего желает Господь, Павел описывает в своем послании: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Первое послание к Фессалоникийцам, 5:15-18).
Первое послание к Тимофею, 4:16: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя». Это не означает только лишь читать Библию. Вникать в себя и в учение означает молитвенно размышлять над Словом Божьим. Вдумчиво размышлять над мотивами своих поступков, замечать, что происходит внутри себя. Павел говорит: ««Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло», потому что «невозможно взять огонь за пазуху, чтобы платье не прогорело». Невозможно огорчиться, чтобы это не повлияло на твою жизнь. Это будет пропитывать тебя и влиять на тебя. Когда мы можем узнать, что внутри нас? В тот момент, когда мы сталкиваемся со стрессом, обидой, огорчением, т.е. вещами, которые оказывают давление на нас. И под давлением это выплескивается. Кто-то может это сдерживать, но если это выходит наружу, то это не прилетело с Марса, а вышло из меня.
Иисус говорит, что человек говорит от избытка сердца. Из доброго он выносит доброе, из злого – злое. Наши поступки неслучайны, у них есть корни. И когда мы видим в момент давления или стрессовой ситуации, что из нас выходит что-то недоброе, то нам нужно позволить этому выйти. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра». Если мы сохраним своё сердце, если мы будем вычерпывать свои помыслы («Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Притчи, 20:5)), то мы сможем войти в волю Божью, о которой сказано: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Всегда радуйтесь! Невозможно говорить о Евангелии, если не сказать о радости. Радость – это сила Божья. Жизнь не всегда способствует тому, чтобы мы были в хорошем настроении, но не жизнь должна это определять! Мы с вами – Божьи дети, которые имеют «свои инструменты» и инструкцию о том, как мы можем себя «настраивать». Бог дал нам камертон, по которому мы можем настраивать свою жизнь. Бог дал нам мерило, отвес, точку отсчета, от которой нам нужно отсчитывать свое настроение. Почему Бог желает, чтобы в нашей жизни была радость? Потому, что радость конструктивна. В состоянии радости человек наслаждается собственной жизнью, способен приносить радость другим, и способен действовать конструктивно, на благо: созидать и строить. «Всегда радуйтесь в Господе и еще говорю: радуйтесь». Павел говорит, что в мире, в карьере, семье всегда радоваться не получится, но в Господе – получится!
Наша радость коренится в Боге. Наше правильное настроение, т.е. настроение, которое находится в гармонии с Богом, это радоваться!
Я хочу обратить внимание на атрибут праздника, который не относится ни к омовениям, ни к жертвам, ни к тому, что нужно обязательно сделать, но он упомянут Господом.
Книга Второзаконие, 16:10,11: «Тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой; и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его…». И веселись пред Господом, Богом твоим. Нам иногда кажется, что Библия, христианство – это свод строгих правил. Но независимо от того, ветхий это или новый завет, обязательным атрибутом хождения перед Богом была радость! «И веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его». Не только ты, но и все вокруг тебя.
«И веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» (Книга Второзаконие, 16:14). Не важно, это праздник седмиц, или праздник кущей, Библия говорит: «Веселись перед Господом!». Это не просто атрибут твоего внутреннего состояния, но атмосфера веселья должна наполнять весь твой дом! Все, кто тебя окружают, должны увидеть это. Другими словами, Бог говорит, что, празднуя перед Ним без радости, ты не сможешь понять ту полноту, которую Он хочет высвободить в твою жизнь! Не попадешь в Его волю.
2 книга Паралипоменон, 23:18: «И поручил Иодай дела дома Господня священникам и левитам, как распределил Давид в доме Господнем, для возношения всесожжений Господу, как написано в законе Моисеевом, с радостью и пением, по уставу Давидову». Что значит «Восстановлю скинию Давида падшую»? Кто построил скинию? Моисей. Давал ли Бог Давиду закон и откровения о скинии? Нет. Именно Моисей написал все, как должно было делать. Но почему Слово Божье говорит «по уставу Давидову»? Потому что Давид служил Господу особым образом. Он всего себя вкладывал в служение Богу, в общение с Богом. В чем заключается устав Давида? Радость и пение! Дьявол хочет, чтобы радость и пение принадлежали застолью и пьянке. Когда Моисей спустился с горы, то увидел, что народ «сел есть, пить и встал играть». Люди служили богам с весельем и пением. Дьявол всячески старался сделать так, чтобы лишить богослужение живому Богу атрибутов радости и веселья. Он хотел обворовать Церковь, чтобы украсть эмоции в отношениях с Богом. То, что поставил Давид на служение Богу, это эмоциональное общение с Богом! Если мы с вами будем «расчленять» себя в Божьем присутствии, но эмоции не будут вовлечены, то мы не сможем служить Богу всецело. Вся наша личность должна быть вовлечена в служение Богу, все наше состояние. «Царство Божье не пища и питие, но праведность, мир и радость!» Царство Божье – это радость! Когда человек поёт, то находится в определенном состоянии. Бог работает с нами через радость, эмоциональное переживание, через пение.
Что делает с нами вино, наркотики? Они приводят в измененное состояние сознания. Это не благословлённый Богом путь.
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Послание к Ефесянам, 5:18). Это схожие состояния. Если вино снимает «тормоза по отношению ко греху, то Дух Святой снимает тормоза по отношению к праведности. Ты начинаешь переживать Бога, ты переживаешь небесную эйфорию. Библия называет это блаженством.
Хочешь пережить Бога? Нырни в радость! Пока не сделаешь это, не поймешь, о чем речь! Будешь думать о Библии, как о пресной, примитивной книге. Но в другом случае и Бог для тебя откроется по-другому и служение!
Когда между женой и мужем пропадает радость общения, то отношения изменяются и становятся формальными. Брак, из которого ушли чувства, превращается в формальность. Отношения с Богом также превращаются в формальность. Так не должно быть!
Книга Неемии, 8:9: «Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона». Люди отнеслись к проповеди серьезно. Они сокрушались и плакали. Это был продукт их покаяния. Но Неемия и левиты сказали им: «не печальтесь и не плачьте». Поплакать хорошо, но важно измениться. Иоанн креститель говорит: «Сотворите достойный плод покаяния». Главное не слезы, но внутреннее изменение. «И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас» (Книга Неемии, 8:10). Если вы останетесь в подавленном состоянии, то не достигнете цели, которую перед вами ставит Бог. Вам нужно войти в то, что Он приготовил для вас. «И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены, и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно» (Книга Неемии, 12:43). Бог дал им радость! Я не представляю радость в душе, которую «далеко слышно».
Мы должны уметь радоваться. Радость не грешна! Это дьявол хочет обворовать нас и заставить испытывать чувство стыда или вины за свою радость, которую мы переживаем перед Богом. Бог ведет нас в состояние радости! Если мы всегда будем оглядываться на тот негатив, который нас окружает, то мы никогда не сможем радоваться перед Богом так, как Он этого желает. Неемия говорит: «Пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас». Вам нужно выпрыгнуть со своего подавленного состояния. То, во что вам нужно стремиться – это состояние радости! Духом пламенейте! Может ли депрессивный человек пламенеть Духом? Нет.
Слово Евангелие дословно переводится как радостная весть! Суперклассная новость! Иисус говорит, что пришел «проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное». Лето Господне означает юбилей (библейское понятие). Бог желал, чтобы в жизни израильского народа был 50-ти летний цикл. Это означало, что тем, кто был обременен долгами, в пятидесятый год долги прощались. Те, кто потерял наследство своих родителей, получали его обратно. Каждый должен был вернуться в свой удел. Это правило было дано Богом, и никто его не мог отобрать. Человек как бы мог начать жить с нового листа. Иисус ссылался на этот опыт, когда говорил о лете Господнем. Юбилей защищал каждого человека! Неважно, насколько ты погряз в долгах! Какое бы состояние эйфории было бы в Израиле, если бы они хотя бы раз исполнили повеление Бога о юбилее! Бог еще в то время заложил механизм обновления целого народа! Иисус, другими словами, сказал, что Он пришел сделать то, что люди никогда так и не сделали. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Псалтирь, 125:5,6). Семена – это горсть, но снопы – это охапка. Казалось бы, что жертва – это для нас неприятно, но в принцип даяния Бог заложил радость! «Благословение Господне обогащает и печали с собой не приносит!»
Книга Притчей, 8:30-31: «Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими». Здесь речь идет о Сыне Божьем, Иисусе Христе. Когда Бог творит что-то в твоей жизни, то ты радуешься всякий день! Мудрость просто веселилась, танцевала, смеялась. Это о Боге и Его Сыне. Когда Бог творил вселенную, то мудрость радовалась, просто не могла удержать своих эмоций. Это было состояние эйфории!
Книга Притчей, 10:28: «Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет». Если плод твоей веры не сопряжен с радостью, то нужно разобраться, в чем дело. Благословение обогащает и печали не приносит! Если твое откровение сопряжено с печалью, то нужно проверить источник. Это не похоже на замысел Божий. То, что делает Бог в твоей жизни, всегда восторгает, восхищает и захватывает! Когда Он сверхъестественной силой касается твоей жизни, то это захватывает, радует, восторгает! Это приводит тебя в состояние восторга! Спасение Божье сопряжено с радостью.
В чем заключается опыт праведника? Псалтырь, 29:5-13: «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость». Бог говорит, что Он обеспечит в твоей жизни рассвет. Он - солнце правды для тебя и в лучах Его исцеление! Библия говорит, что они будут веселиться, как тельцы упитанные!
«И я говорил в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек". По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился. Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял: "что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником». Что нужно делать, когда в жизни сумерки? Искать Божьего лица! Давид не обвинял Бога! Жизнь его была очень разной, но в своем горе он не обвинял Бога. Он искал, что не так в нем самом. Если вы с кем-то поссорились, то не выискивайте причину в ком-то, лучше ищите причину в себе и работайте над собой. Давид начинает копаться в себе: «Услышь, Господи, и помилуй меня; Господи». 12 стих: «И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно». Ликование – это танцы от радости. «Лики». То есть эмоции, которые проявляются внешне, их можно увидеть. Давид говорит: «Вот мой духовный опыт! Ты простил меня. Снял с меня вретище и препоясал меня веселием». Пояс - это то, на чем крепилось оружие. Другими словами, ты укрепил меня.
Книга пророка Исайи, 9:2-7 «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это». Это пророчество о приходе Иисуса Христа. Так Бог смотрел на миссию Иисуса, когда Он пришел на землю. Это нормальное состояние праведника: «Он будет веселиться перед Тобою, как вовремя жатвы. Жатва – это радостное время! Время жатвы –это получение удовольствия и наслаждения! До этого был хлеб на каждый день, а теперь, хлеб – до весны!
Евангелие от Матфея, 25:21 «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Это притча о талантах. Это рассказ о верных рабах и лукавом и ленивом рабе. «Войди в радость господина твоего!» Спасение во Христе Иисуса – это войти в радость Иисуса Христа, это войти и принять всё наследство, какое Он оставил для нас, это наслаждаться этим наследством. Если нужно, то и бороться за это наследство, как за наше право и наше благословение! Мы иногда говорим: «Господь, мне так тяжело», - но по сравнению с тем, что мы должны пройти, это мало. Бог не даёт нам испытаний сверх меры. Он позволяет некоторому давлению контролируемо прийти в нашу жизнь не для того, чтобы нас растоптать и уничтожить, но чтобы помиловать нас и ввести нас в спасение.
Книга Откровение, 21:1-4: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Это творение, которое не запачкано грехом, это творение, в котором побежден дьявол. В нем существует совершенная Божья воля. Здесь нет сражения, но есть торжество милости и воли Божьей.
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» Вот цель! Венец спасения – это новые небо и земля, в которых нет горя, слез и печали. Бог творил тебя для счастья. Иисус говорил с людьми о счастье. Он рассказывал им, как человеку стать счастливым. Если мы с вами ищем подлинного счастья, мира для своего сердца, покоя, радости, то это – Бог! У Него это есть! В Нём для нас приготовлено благословение. Почему приходит горе, печаль? Если бы мы с вами не пускали в свою жизнь греха, если бы не позволяли своему плотскому началу диктовать так много поступков в своей жизни, то наша жизнь была бы лучше. В церковь мы приходим для того, чтобы войти в волю Божью, чтобы духом побеждать дела плоти, чтобы, сближаясь с Богом, мы могли контролировать себя и не позволять греху господствовать над нами.