Плод угодный Богу (Благость). Юрий Шмуляр
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Послание к Галатам 5:22,23) Не потому, что Бог позволяет беззаконие, но потому, что они выше закона. Плодами Духа человек исполняет закон. Живет не просто по закону, а превосходит требования закона. Именно так говорил Иисус: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Св. Евангелие от Матфея 5:20) Иногда мы проповедуем такую праведность, какая только нам одним и известна. Мы сами ее придумали, сами провозгласили и ей соответствуем. Закон был дан, как «детоводитель ко Христу». Бог по милости Своей даровал нам закон, чтобы нам легче было понять Его и чего Он желает от нас.
Благость. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» Псалтирь 33:9. Благость, как плод Духа. Благость, у которой есть источник. Наш Господь благ. Когда к Иисусу обратился юноша, как «учителю благому», то «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». У благости есть источник. Есть эталон благости. Благость (или доброта) отличала христиан во все времена. Она является признаком обращенного человека. Как можно определить, человек рожденный свыше или нет? Об этом говорит его доброта! Библия говорит, что праведник даже к животным добрый. Доброта настолько пропитывает его жизнь, что он ко всему, что его окружает, становится добрым. Характерной чертой Иисуса было добросердечное обращение к людям, поэтому фарисей, обращаясь к нему, называет Его «учитель благий». Когда мы смотрим на жизнь Иисуса, мы понимаем, что такое доброта.
Определение благости в библейском понимании.
Благость – это действие, отмеченное добром и благотворительностью, приятное расположение и забота о других.
Благость – сердечная доброта, сердечное расположение к другим людям, искреннее желание им истинного добра. Это не просто, что хорошо бы было иметь, это обязательно должно присутствовать, если в нашем сердце есть Дух Святой. Это плод работы Духа в сердце человека. Человек становится добрым.
Благость – это результат действия блага, в противовес действия зла. Чтобы понять, что такое благо, можно двигаться от обратного, от злых поступков. Если мы умерли для греха, для плоти, то должна быть жизнь нового творения в нас. И кто-то не хочет через себя переступать, кто-то не хочет делать усилия, но воля Божья заключается в том, что «Царство Божье усилием берется». Павел говорит, что принесите себя в жертву живую, благоугодную Богу для разумного служения Вашего.
Благость – это нежелание ранить другого или причинить боль (Еф. 4:32; Кол. 3:12; 1 Петр. 2:3)
Благость – это не только уклонение от зла (не совершать плохих поступков и не причинять боль другим), это означает творить добро, проявляя благость в делах. Добро, которое ты имеешь в сердце, никто не увидит и не оценит. Добро в сердце, добро в разуме - это только начало добрых дел. Благость – это добродетельная жизнь. Это намерение, которое побуждает христианина делать добро с особою любовью. Когда всё, что ты делаешь, ты делаешь, как для Господа. Благость – доброта Божья. Есть люди, которые очень добры в сердце, но бесплодные или недобрые в своих делах. Когда ты делаешь что-либо для человека и сделал, как спустя рукава, то можешь даже обидеть этим. Ты, вроде, как и добро сделал, но не доделал. Недоделанное добро – недалеко от зла. Мы сами потом можем быть разочарованными. Это все равно, как жертва оскверненная, как жертвенник, запятнанный грехом, как священник входит во святилище в испачканной одежде. Это добро не от чистого сердца. Ты можешь сидеть в Церкви, но сердце твое не здесь. Ты можешь слушать проповедь, но сердце твое не в Слове. Бог призывает нас творить добро от чистого сердца.
Благость, добро – это и есть жертвенность, противопоставление эгоизму, своему собственному «я». Если ты доведешь свою совесть до бесчувствия, то перестанешь чувствовать то недоброе, горечь и неудобства, которые причиняешь людям. Благость - это смерть твоего «я». В первую очередь я стремлюсь услышать Бога. Я призываю Иисуса быть на троне моего сердца и, в первую очередь, я буду советоваться с Ним. Иисус говорит: «Никто не благ, как только один Бог». Иисус так сказал, для того, чтобы мы образец доброты искали не в человеке, но в Боге.
Источник благости – Бог. Три Евангелия повторяют фразу: «никто не благ, как только один Бог». Благости нужно учиться, как и другим проявлениям Божественного характера. Христианин может и должен подражать Богу, проявляя благость, как сыновья, подражая своему отцу. Матф. 5:43-48: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Когда мы смотрим на людей, мы себе много прощаем, начинаем себя обманывать. Мы создаем атмосферу, в которой начинаем жить во лжи. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный! Что означает этот стих? Иисус ставит высокую планку и говорит, что это то, к чему ты должен стремиться постоянно. Ты христианин, когда ты ставишь себе эту цель, когда ты на максимуме своих сил исполняешь волю Отца небесного. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». (Св. Евангелие от Иакова 4:17). Мы должны подражать не людям, но Господу. Кто должен быть нашим мерилом, нашим отвесом, нашим эталоном – это жизнь Иисуса на этой земле. Да, мы можем говорить, что Бог благ, но мы не видели Бога. Иисус жил на этой земле, чтобы показать нам пример. Когда ученики просили Иисуса показать им Отца, Он ответил: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Св. Евангелие от Иоанна 14:9)
Когда мы говорим о благости, то говорим только лишь в сравнении с добротой Иисуса Христа. Человеческая благость несовершенна. Фарисей, когда стоял в храме, молился, смотрел на рядом стоящего и думал: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, неверные супруги или как этот сборщик налогов. Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода». (Св. Евангелие от Луки 18:11-12). Надо целиться в Бога! Это единственный путь к настоящей духовности – когда ты сравниваешь себя не с людьми и мерку снимаешь не с людей!
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Св. Евангелие от Матфея 22:37-40). Вторая заповедь без первой не работает! «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» . Когда Бог у нас на пером месте, тогда открывается нам вторая заповедь. У тебя проблемы с ближним твоим? Я скажу, с Кем у тебя проблемы в первую очередь. У тебя проблемы с Богом! «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». (Св. Евангелие от Матфея 5:23-25). Знай, протянуть первым руку, ты в первую очередь заинтересован, попросить прощения – ты в первую очередь заинтересован. Ты должен сделать всё, что от тебя зависит. Невозможно творить добро, не возлюбив. Если ты не любишь, ты добра не сделаешь.
Что способствует проявлению благости в нашей жизни:
Рим 12:9-10: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». Что такое настоящая доброта? Это предупреждать друг друга в почтении. Добрый Самарянин не стал выяснять, на каком пути и куда шел человек, которого ограбили. Он поселил его в гостиницу и попросил кормить его в кредит. Самарянин был человеком, которого знали, уважали и доверяли, у него была хорошая репутация. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Поступай так, как Бог желает, чтобы ты поступал. Прилепляйся к добру. Прилепляйте себя к добру! Умерщвляй свою плоть и прилепляй снова и снова себя к добру!
Ин 1:11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.» Когда мы делаем зло, в этот день Бога мы не видели. По како-то причине мы с Ним в этот день не встретились. Если ты сделал добро, это значит, что ты где-то его почерпнул. «Никто не благ, как только один Бог». Мы должны практиковать добро.
Практикуйте добро. Послание к Титу 3:8: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.»
«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». (Послание к Титу 2:14,15). Если ты делаешь добро, то это свидетельство и знамение, что в тебе Дух Святой. Добро не для себя. Есть добро, которое Бог называет добром. Библейское добро – это не эгоизм. Это когда я плохому человеку делаю добро. Библия говорит, что когда я это делаю, то я не покоряюсь злу, но побеждаю зло добром. Когда вы поступаете подобным образом по отношению к своему обидчику, то вы ставите своего обидчика в очень неудобное положение. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч.25:21-22) Когда ты поступаешь подобным образом, то ты даешь место Богу. Ты делаешь это, во имя конкретной цели – ты приглашаешь Бога в эту ситуацию. Когда ты это сделаешь, то Бог войдет!
Библия поощряет нас к любви и добрым делам, поощряет быть внимательными друг ко другу. Благодари людей за всё! Ты поощряешь к добрым делам, ты исполняешь волю Божью – это не мелочь! Мы, таким образом, служим друг другу!
Библия учит нас и наставляет, что мы должны смириться перед Иисусом Христом и взять Его благое иго! «Иго Моё благо и бремя Мое легко». Мы должны облечься в благость, как в одежду.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (Второе послание к Тимофею 3:16,17). Все писание, каждая строчка наполнены Духом Святым. Библия появилась, потому что Дух Святой вдохновил кого-то и настоял, чтобы это было записано. Так утверждает библия. Это инструмент, который приносит пользу. Мы думаем, что нас будет корректировать? Давайте позволим Духу Святому нас направлять и учить. Когда Дух Святой говорит, то Он говорит нежно. Бог с нежностью говорит в нашу жизнь: «для исправления, для наставления в праведности». Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен! Мы должны осознано подчинить себя писанию, чтобы Божья благость смогла проявиться в нашей с вами жизни. Писание богодухновенно. С этим не нужно спорить. Смирись под крепкую руку Божью!
«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня». (Псалтирь 22:1-4). Жезл и посох – это писание, это божественная власть. «Так благость и милость да сопровождают…» - ты хочешь этого? Смирись перед Богом!
Люди могут не принять твою веру, твою религию, но они с легкостью примут твоё добро. Это абсолютная и универсальная валюта, за которую Господь послал нас в этот мир приобретать людей. Как мы должны приобретать сердца человеческие? Когда ты делаешь добро, может люди не знают о твоем Боге, но к тебе их сердце уже открыто!