Как должна сегодня выглядеть церковь?
Мы в своей жизни можем руководствоваться разными вещами. Это может быть опыт, знания, опыт предков, личный опыт, философия. Библия – это потрясающий божественный дар для каждого из нас. Не существует на земле другой такой книги, столько раз издаваемой. Это самая распространенная книга на земле. Не существует другой книги, которая писалась на протяжении веков, почти 40 авторами. Не существует такой книги, которая на протяжении веков несла бы божественную истину.
Когда начала существовать церковь, после того как Дух Святой сошел на Землю, Библии не существовало. Были писания пророков, закон (Пятикнижие Моисея). Когда Иисус жил, Евангелие не было написано. Во времена Павла большинство посланий были неизвестны людям, кроме тех, кому были написаны эти письма.
Эта книга, сверхъестественно появившаяся, у нас в руках. Полное собрание божественной мудрости у тебя под рукой. Это неправильно, когда мы им не пользуемся.
Существует такое слово – «парадигма», или мировозрение. Это точка зрения, которую ты имеешь на всё происходящее, на ситуацию, которая случилась с тобой. Но не всегда наша точка зрения может быть правильной. Даже когда мы совершенно уверены в своей правоте, чуть позже мы понимаем, что ошибались. Мы не можем всего предугадать и оцениваем ситуацию только из своих знаний, и естественно, что мы можем ошибаться.
Как должна сегодня выглядеть Церковь? Откуда мы черпаем с вами эту информацию? Кто показывает нам, что правильно? Лучше автора Церкви это не может показать никто. Всякий человеческий опыт, все трактовки нужно сверять с первоисточником для того, чтобы не заблудиться. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света», Книга пророка Исаии, 8:20.
Книга Деяний Апостолов, 2:41-47: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Есть часть работы, которую сделал Бог. Люди рождаются свыше, потому что Бог касается их сердец. Не просто 3000 покаялось в один день, но и «Бог ежедневно прилагал спасаемых». Если нам воспроизводить образец Церкви, то нужно воспроизводить тот образец, который мы с вами видим в Книге Деяний. Писание говорит, что они находились в учении апостолов. Они погружались в то учение, которому следовали. Но это происходило не только в храме.
До того, как Церковь начала испытывать гонения в Иерусалиме, богослужения проводили в храме. И нам может показаться, что так было всегда. Но на самом деле они находились в конкретном храме, который спустя 40 лет перестал существовать. Одну стену откопали, которая сейчас называется стеной плача. Поэтому вот эту часть стиха, которая говорит, что они собирались, нам будет трудно повторить. Даже само место разрушено.
В 8 главе книге Деяний на Церковь обрушились гонения. Так происходит всегда, когда какое-то явление набирает силу. Господь хотел, чтобы Церковь умножалась, чтобы она шла и проповедовала до края Земли, но им так хорошо было в Иерусалиме, что они не собирались куда-то идти. У них всё было хорошо. Было братство, сестринство, обеспечение, взаимопомощь. Они были счастливыми верующими. Но наступило время, когда их начали гнать и преследовать. И что произошло? Воля Божья начала исполняться.
Когда мы сегодня смотрим с точки зрения и в перспективе Слова Божьего, то понимаем, что они испытывали неприятные чувства, что их гнали. Но в конечном итоге это было лучше для Церкви. Они рассеялись и начали благовествовать. В 8 главе говорится о том, что дьякон Церкви Филипп стал евангелистом и начал проповедовать. Церкви негде больше было собираться. Нигде больше не поклонялись Богу Израиля в том виде, как это делали христиане. Самая значительная часть служения церкви происходила по домам.
В Библии описано, как Петр был освобожден из темницы Ангелом. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. Книга Деяний Апостолов, 12:12-16: «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились». Екклесия, церковь, означает собрание народа, людей. Церковь – это не здание. Нигде это слово не обозначает здание. В доме Марии собрались христиане и прилежно молились. Господь послал такое потрясающее чудо – ответ на молитву. Это была основная жизнь Церкви. Филипп публично ходил и проповедовал Евангелие. После этого они не жили на улицах, но шли по домам. «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе»,- Книга Деяний Апостолов, 5:42. Церковь будет сильной и будет расти, когда мы с вами будем учиться, будем делать это прилежно, и когда мы с вами будем благовествовать и приводить людей ко Христу.
Павел позвал к себе пасторов церкви. Это была первая пасторская конференция. Книга Деяний Апостолов, 20:17-20: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам».
Подлинный апостол – это духовный отец. Человек, который непосредственно совершает этот труд. Настоящее призвание и осознание, что ты подлинно призван Богом, это когда ты занимаешься трудом не только тогда, когда всё хорошо. «Все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений».
Пастор из Ковеля рассказывал, как Бог ему положил на сердце ездить и евангелизировать в Карпиловку. 2 года он ездил, и всё впустую. И у него было большое искушение оставить это, но он молился и понимал, что нужно быть верным Богу. Через 2 года сначала одного человека приобрел, потом второго, потом третьего. Сейчас большинство пасторов дочерних церквей – это люди из Карпиловки. Но в Карпиловке до сих пор нет большой церкви.
Что мы с вами ищем? Волю свою или волю Божью? Мы идем, глядя человеческими глазами или стремимся ощутить волю Божью внутри себя? Павел находился в неблагоприятных обстоятельствах, но он понимал, что это его место.
20 стих: «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам». Было время, когда Павел проповедовал всенародно. Но он призвал пресвитеров церкви. Было время, когда он учил по домам. И влияние, которое человек имеет, общаясь дома на кухне, имеет гораздо больше, чем публичное выступление. Когда ты говорил о своем опыте, когда ты общался один на один, это запоминается. Статистика говорит, что при личном общении сохраняется до 40-50% информации. И только 10% информации, полученной после публичных выступлений. Если мы превращаем своё христианство в посещение богослужений, то мы с вами ограничиваем влияние Бога на свою жизнь до 10%.
Откуда появились общие богослужения? До 4 века христианство распространилось по всей территории римской империи. Это было как раз то время, когда их забрасывали камнями, побивали, бросали в темницы, сжигали, требовали отречься от Христа под страхом смертной казни и они, не отрекаясь, умирали. Их убивали за изображения Христа. При императоре Константине христианство стало обретать статус государственной религии. Церковь стала государственной. В церкви произошли изменения. Церковь перестала распространяться вширь. Она стала расти в высоту. Отсюда все грандиозные костёлы, храмы, громадные строения. Церковь утратила свою суть. И теперь это сегодняшние форматы служения. Здание, в котором вещает пастор.
В 1714-1770 гг. жил английский протестантский проповедник и основатель методисткой церкви Джон Уэсли. Он не был искусным оратором, если его сравнивать с проповедником Джорджем Уайтфилдом. За Джорджем люди переезжали из города в город, его проповеди касались сердец людей очень сильно, многие плакали и каялись. В отличие от Уэсли, Джордж придерживался учения о предопределении. Он ездил, проповедовал, но на следующий день после проповеди он покидал город, в котором проповедовал.
Уэсли родился в семье, где было девятнадцать детей. Джон был пятнадцатым. Его мать была благочестивой и духовной женщиной. Каждую неделю она находила несколько часов времени, чтобы поговорить с каждым ребенком, задавая каждому один вопрос: «Что у тебя сегодня на душе? Через какие трудности ты проходишь? Что ты сейчас переживаешь внутри себя?» Джон в своём служении собирал людей в малых группах и задавал тот же вопрос: «Каково состояние твоего сердца?» Что мы сегодня знаем об Уэсли? Его движение пережило его на несколько столетий. Оно существует по сей день. Его соотечественниками признано, что от кровавых потрясений Англию спасло пробуждение Уэсли. Это правда и написано в учебниках. Его учение произвело глубокое влияние на Англию. Он говорил, что главное, над чем мы должны работать, это над изменением жизни человека. Он всю нацию поменял. Он запустил такую цепочку влияния через общения по домам, изменений, что смог повлиять на целую нацию.